Маркус Гарви Предсказание Гарви о приходе африканского царя положило основу растафарианству.
Маркус Гарви, родившийся в Сэнт-Эйн в 1887 году и основавший Всемирную Ассоциацию Развития Негроидной Расы, выступая перед толпой на Площади Мэдисона в Нью-Йорке, говорил об Эфиопии, «земле наших предков», о приходе «бога из Эфиопии, последнем приходе». Самым значительным из его призывов был призыв: «Обратите взоры к Африке, где воцарится Черный Царь, который станет Спасителем». Позже было много споров об истинности того, что именно Гарви впервые произнес эти слова. В связи с тем, что преподобный Джэймс Моррис Вэбб, автор книги «Черный станет властвовать над миром», говорил о том же на собрании в 1924 году.
«Обратите взоры к Африке…» — этот призыв побудил гарвинистов основать религию, названную впоследствии ‘растафарианство’ (‘Рас’ — принц, ‘Тафари’ — настоящее имя Хайле Селассие).
Истоки растафарианства
От царя Соломона до Хайле Селассие Первого
Религия Растафари зарождалась в особой географической области, в долине Нила, огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге. Основа философии Растафари — духовное объединение в этой части Африки. Например, растафарианцы признают Ра, египетского бога солнца как дающую жизнь силу и соглашаются с тем, что человек создан по образу и подобию Бога, или же Джа, что является сокращением от Иеговы.
Царь Соломон
Во времена царя Соломона, королева Макеба правила империей Шеба, которая включала Эфиопию, Египет и часть Персии. Посещение королевой богатого и мудрого Соломона в Иерусалиме планировалось многие годы. В Иерусалиме, Соломон обратил ее к вере в Бога Авраама; прежде она поклонялась богу солнца, Ра. Вернувшись на свою землю, королева Макеба обратила свою империю в иудаизм.
Королева забеременела от Соломона; она пообещала, что если она родит сына, то отошлет мальчика в Иерусалим на обучение к отцу. Потому ее сын Менелик, будучи совсем молодым, отправился на встречу с Соломоном, пообещав матери, что, как наследник и преемник престола, он вернется в Эфиопию.
Когда Менелик покинул Иерусалим, царь Соломон решил послать сыновей своих священников сопровождать его: он хотел убедиться, что религия Авраама укрепилась в Эфиопии. Как выяснилось, она действительно укоренилась там.
Христианство/Иудаизм
В основе Растафари лежат египетские верования, те, с которыми можно ознакомиться в Египетской Книге Мертвых. Элементы иудаизма вошли в Растафари в результате влияния веры египтян. Принес их туда Моисей. Будучи усыновленным дочерью верховного жреца в Египте, он был ознакомлен с принципами поклонения Осирису, Изису и другим египетским богам.
Для окончательного достижения своей цели, Моисей отправился в Эфиопию. В основу Иудаизма легло учение Моисея. Традиционно считается, что Моисей был автором первых пяти книг Библии (шестая и седьмая книги Моисея содержали слишком много мыслей, смысл которых обществу понять было непросто).
В это время Апостол Павел обратил эфиопского евнуха в христианство. Этот евнух был весьма уважаемым раввином правоверного иудаизма. И когда он вернулся в Эфиопию, он обратил страну в христианство.
Так была основана Эфиопская правоверная церковь, чистой формы христианства, хранящего связь с иудейским и египетским прошлым, многие элементы которого вошли впоследствии в Растафари. Эта церковь сохраняла свое влияние на протяжении правления 225 царей (от царя Давида, который, в свою очередь, происходил от Моисея). Одним из эфиопских царей являлся и Рас Тафари, Император Хайле Селассие Первый. Еще до посещения им Ямайки 21 Апреля 1966 года, Хайле Селассие укреплял Эфиопскую православную церковь, в ответ на просьбы с островов растафарианства.
Его Императорское величество Хайле Селассие Первый.
Когда в 1930 году Рас Тафари Макконен, правнук Царя Сешека Селассие из Шои, стал Императором Эфиопии и был провозглашен Царем всех Царей, выходцы из ямайских трущоб, деревенские бедняки, для которых Гарви был настоящим оратором, расценили это событие как исполнение пророчества об освобождении. Действительно, Эфиопия символизировала всю Африку для бывших ямайских рабов ещё с 1784 года, когда американский министр Джордж Лили основал Эфиопскую Баптистскую Церковь на острове. Эти 'гарвинисты' были поражены рассказами газет и хрониками о пышности коронации Селассие в Аддис-Абабе и увидели скрытое значение в его официальном титуле «Сила Святой Троицы». Селассие заявлял, что является прямым потомком царя Соломона, и потому они решили, что он и есть долгожданный спаситель всех африканцев планеты.
В Африке Селассие считали величайшим монархом современности, символом огромного потенциала континента. В Соединенных Штатах жители Гарлема пытались достать видео записи, чтобы увидеть его коронацию. На Карибских островах, как нигде на западе, приход Селассие к царствованию был рассмотрен всеми угнетёнными людьми как подтверждение предсказаний Маркуса Гарви о возвращении в Африку, что и являлось основой культа Растафари. Близился день Освобождения.
Для гарвинистов Хайле Селассие Ай был непревзойдённым героем. Для растафарианцев же он был Живым Богом Авраама и Исаака.
Подъем Растафари
На Ямайке, как нигде в мире, в 30-е годы происходил небывалый социальный переворот. Волнения рабочего класса на острове достигли пика с подавлением бунта рабочих плантаций сахарного тростника: четверо мятежников были застрелены, многие другие были схвачены и заключены в тюрьмы, включая Александра Бустаменте, лидера нового на Ямайке движения рабочего класса.
Это событие было поводом для подъёма группы островитян, отделившихся от угнетающей социальной системы. Таким образом, этот культ растафарианства, как религия тех обездоленных, кто не принял бездействие политических деятелей, стал образом мышления. (Библейские и исторические знания отражались в растафарианских рассуждениях).
В холмах восточной Ямайки появлялось все больше лагерей растафарианцев. Суровый образ жизни, с отказом от жизненных благ и удовольствий, и творчество были защитой последователей Растафари от Вавилона. Леонард Ховэл, один из главнейших распространителей религии на острове, основал лагерь в заброшенном районе между Кингстоном и Испанским городом. Ховэл в итоге решил, что Джа — это не Хайле Селассие, а он сам. В 1954 году он был помещен в психиатрическую больницу, а его лагерь был закрыт.
Вскоре о дрэдах, или растафарианцах, начали ходить слухи по всему западному Кингстону. Накануне дня независимости в 1962 году, произошло несколько вооруженных столкновений между Раста и полицией, сообщения о которых появлялись в «Daily Gleaner». Растафарианство распространялось со скоростью лесного пожара.